Article title:
СОДЕЙСТВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Author:
Лапин М. М.
Keywords: самореализация, школьная молодежь, педагогическое содействие, личностное развитие, образовательная среда, творческая активность, социальная адаптация.
Pages: 169-180
Abstract: Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения самореализации
школьной молодежи в условиях современных социально-экономических трансформаций и
цифровизации общества, где данный феномен выступает ключевым фактором успешной
социализации и личностного развития. Цель исследования заключается в выявлении
сущности, механизмов и педагогических условий эффективной самореализации
школьников, а также в разработке модели педагогического содействия этому процессу.
Объектом исследования выступает процесс самореализации личности в подростковом
возрасте, предметом –педагогические условия и механизмы содействия самореализации в
образовательном пространстве. Методологическую основу составили системный подход,
анализ философских и психолого-педагогических концепций самореализации (А. Маслоу,
К. Роджерс, Э. Фромм, О.С. Газман), а также структурно-функциональное моделирование.
В результате исследования уточнено понятие самореализации как динамичного процесса,
развивающегося через уровни активности (репродуктивно-подражательный, поисково-
исполнительский, творческий); выявлены ключевые детерминанты (внутренние –
мотивация, самооценка; внешние – педагогическая поддержка, социокультурная среда);
разработана модель содействия, включающая целевой, содержательный, деятельностный и
оценочно-результативный компоненты; определены педагогические условия эффективной
самореализации (создание ситуаций выбора, использование проектных методов, развитие
субъектности). Практическая значимость исследования заключается в возможности
применения разработанной модели в образовательных учреждениях для оптимизации
процессов личностного роста школьников, а перспективными направлениями дальнейших
исследований выступают изучение влияния цифровой среды и разработка
диагностического инструментария для оценки уровня самореализации.
Full text is not available
Download full text