Abstract: В статье освещаются основные вехи развития экзистенциализма как философско-литературного течения. Акцентируется внимание на одной из важнейших причин его формирования — кризисной ситуации для человечества. Именно такой ситуацией, несомненно, можно считать Первую мировую войну, чьи необратимые последствия стали полем исследования для многих философов и писателей-гуманистов. Бесспорно, наиболее яркой фигурой, сделавшей главной темой своих произведений судьбу вернувшихся с фронта людей, принадлежащих к так называемому «потерянному поколению», является немецкий писатель Эрих Мария Ремарк. Автор статьи делает попытку проанализировать его ключевой антивоенный роман «Черный обелиск» с точки зрения основных положений экзистенциональной теории: индивид перед лицом смерти, абсурдность существования, поиск истины, вечное вопрошание, характерное для человеческой натуры. В качестве метода используются биографический и литературный материалы.
В ходе анализа отмечается, что в романе вовсе не смерть является точкой отчёта для осознания ценности жизни, что характерно для работ многих философов-экзистенциалистов — писатель проповедует совсем другой путь прозрения экзистенции: по средствам поиска Бога и любви в себе. Через искания главного героя Людвига Бодмера Ремарк показывает, что даже будучи раздавленным государственной машиной, человек всегда будет стремиться к свету и надежде, которая выражена в желании познать истину с родственной душой. Какие бы ужасы на войне не были пережиты и какие бы трудности не пришлось преодолеть, все это не может убить неотъемлемое стремление человека мечтать. «Чёрный обелиск» также является отражением того, что гнилость общества в морально-этическом плане не ограничивается боями на фронте. Парадоксально, но она продолжает усиливаться в мирной жизни, пока существует выгода для тех, кто живёт «за счёт» смертей других.
Автор статьи указывает на то, что именно поэтому для Ремарка так важно противопоставить в романе два образа мышления и две системы ценностей: деградирующего общества вымышленного города Верденбрюка и мира больницы для душевнобольных, в которой происходит духовный поиск героев.