Abstract: Немецкий теоретик искусства Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг в своем сочинении «Лекции по философии искусства» (1842) применяет выражение «Архитектура - застывшая музыка» сравнивая эстетику и силу эмоционального воздействия архитектуры с гармонией и красотой музыки, но имеющей в отличие от нее материальное воплощение. С этим трудно не согласиться и действительно многие выдающиеся архитектурные произведения, подобны остановившейся, застывшей навеки немой музыке. Однако в отличие от музыкального произведения архитектура, является частью не только духовно-эмоциональной, но и материальной составляющей жизни человеческого общества. И образ архитектурных произведений зачастую претерпевает значительные изменения в течение своей истории. Множество причин могут приводить к изменению художественного, объемного и планировочного решения архитектурного произведения. Архитектура наряду с эстетической, несет функциональную нагрузку – жилого, общественного, промышленного назначения и др. А значит, в течение своей истории может подвергаться изменениям, вызванным утилитарными причинами, веяниями архитектурной моды, общественно-социальными, природными катаклизмами и т.д. Здания могут подвергаться ремонту, перепланировке, реконструкции, менять свое первоначальное функциональное назначение и т. д. Таким образом, архитектурное произведение далеко не всегда остается застывшим в первоначальном образе и на протяжении своей «жизни» может претерпевать значительные трансформации. Этот процесс может затрагивать, как рядовые постройки, так и исторические произведения, имеющие долгую историю.