Название статьи:
ПАРАДИГМЫ МЕГА-КОДОВ В ОБЩЕМИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Автор:
Тохтабаева Ш. Ж.
Ключевые слова: мега-коды в народной культуре в пространственно-временном масштабе.
Страницы: 222-233
Аннотация: Статья обобщающего характера основана на предварительно проведенной компаративистике произведений ювелирного искусства, традиционной архитектуры, мифологии казахов с общемировыми традициями. Предмет исследования–образно-семантические идеи, отображенные в указанных видах народного творчества казахов в общемировом контексте. Объект исследования – мега-коды в образных идеях, воплощенных в указанных видах материально-духовной культуры разных народов. Задачи– выявление мега-кодов в геометрических, космогонических, зооморфных, растительных, предметно-бытовых, антропоморфных образов, воплощенных в материально-духовной культуре некоторых народов мира. Цель статьи – выявление причин формирования выявленных мега-кодов в общемировом пространстве. Методология: культурно-генетический, историко-сравнительный, семиотический анализ. Результаты: выявлены международного характера однопорядковые мега-коды, установленные в определенном виде искусства, а также комплексного характера, демонстрирующиеся на пересечении разных видов творческой деятельности. В отличие от ранее выдвигавшихся причин сходности культур (торговля, творческая диффузия у соседних народов, вхождение в единые государственные образования, роль мастеров-отходников) в статье выдвигаются другие обоснования. Прежде всего, основываясь на исследованиях К.Г. Юнга, подчеркиваем роль заложенных в подсознании людей архетипических паттерн, первообразов, издревле запечатлевавших творческий опыт человека. Все рассмотренное создавалось человеком, аккумулировавшим в себе многовековой творческий опыт прошлого, запечатленного в психофизиологии сознания и бессознательного. Эти архетипические первообразы обладают мощной эмоциональной энергией, оказывающей сильное воздействие даже на современников. В результате стремления человечества к познанию и осмыслению единого мироздания, сформировался коллективный образно-художественно-семантический пласт, представляющий собой неиссякаемый источник для знаний и вдохновения.
Полный текст статьи недоступен
Скачать полный текст статьи