Интервью с Ириной Орловой, основательницей школы иностранных языков GLAGOL.

Мы подготовили интервью с Ириной Орловой, основательницей школы иностранных языков GLAGOL, чтобы получить ответы на самые распространенные вопросы, с которыми сталкивается взрослый человек, изучающий иностранные языки.
Ирина рассказала, как быстро и эффективно изучить иностранный язык, как правильно выстроить процесс обучения и зачем нужны международные экзамены на уровни знания иностранных языков.

Интервью публикуется бесплатно, в рамках популяризации образования в России.

Научная платформа ORES: Сколько времени нужно учить иностранный язык?

Язык нужно учить сначала полгода, а дальше всю жизнь. Что это значит? При правильном построении программы через полгода вы должны иметь, во-первых, полное представление о том, как устроен язык, а во-вторых, уметь полностью решать бытовые вопросы на изучаемом языке: вести беседу с другом или коллегой, автоматически формулировать просьбы, согласие, отказы и извинения, заказывать еду, покупать билеты, выражать свои чувства, желания и так далее. Полгода вы осваиваете языковую сетку и обеспечиваете себе словарный “уровень выживания”. А дальше решаете, насколько далеко и глубоко вы готовы погрузиться в иностранный язык. И потом уже читаете книги, смотрите фильмы, слушаете подкасты и прочее. Возможно, для ваших целей базового уровня будет достаточно, а возможно, вы захотите узнать язык более детально и даже стать профессионалом в нем. Но базовый уровень может и должен быть освоен за полгода, не более.

Ирина Орлова
основательница школы иностранных языков GLAGOL

Научная платформа ORES: Что значит освоить языковую сетку?

Это значит, строго говоря, хорошо ориентироваться в необходимой грамматике. Если вдруг вы учите язык полгода и понимаете, что не можете озвучить фразу как минимум в трех временах (”Я езжу”/”Я поеду”/”Я съездил”), не знаете, что такое условное наклонение (”Я бы купил машину”) или страдательный залог (”Фильм снят давно”), то необходимо пересмотреть тот способ изучения языка, который вы выбрали. Вы идете по экстенсивному пути, а значит, теряете время и, скорее всего, деньги. За первые полгода вы должны построить скелет языка и освоить базовый словарный запас, который составляет примерно 1500 слов. Освоить - это не значит просто знать, как переводится то или иное слово или образуется то или иное время, например. Вы должны именно уметь употреблять слова в разных комбинациях и грамматических категориях. Например, не просто знать, что to buy (англ.)/acheter (фр.)/kaufen (нем.) – значит “покупать”. Само по себе заучивание слов ничего не дает, а только отнимает время и создает иллюзию знания. То же самое можно сказать о теоретическом заучивании грамматики. Вы должны научиться сознательно и быстро употреблять, например, глагол в настоящем, прошедшем и будущем времени во всех лицах (”Я покупаю”/ “Он купил”/ “Мы купим”), в повелительном наклонении (”Купи, пожалуйста”/”Давай купим”/”Купите мне”), условном наклонении (”Я бы купил это”). Только после этого глагол “покупать” может считаться освоенным и готовым к употреблению. И так со всей базовой лексикой и грамматикой.

Ирина Орлова
основательница школы иностранных языков GLAGOL

Научная платформа ORES: Почему же люди учат язык годами, но не говорят на языке и даже не могут утверждать, что чувствуют себя уверенно в нем?

Пожалуй, главный виновник - это школа. Не хотелось бы ругать каждую и любую школу, я говорю о системе, когда иностранный язык - это просто предмет. Школьная программа как таковая и большие группы учащихся приучают нас к экстенсивному труду. Для соблюдения гостандартов программы растягиваются неимоверно, материалы, которые могут быть освоены школьником за полгода, он вынужден по разным причинам затягивать на годы. Во многом это делает и высшая школа тоже: профессию которую можно было бы освоить за год или два, мы вынуждены осваивать 5 лет. Это нас расхолаживает. Есть психологический феномен, знакомый каждому даже в быту: если работу нужно выполнить за час, вы выполните ее за час, если за неделю, вы будете делать ее неделю, а если год – то выполните за час в конце года. В занятиях нет тонуса, ученик теряет интерес, не понимает, зачем он изучает язык. Часто главная его задача – написать контрольную, сдать и забыть. У него в силу возраста и размытых целей недостаточно мотивации и дисциплины для плодотворной работы. Очень часто ученики сталкиваются с отсутствием заинтересованности и мотивации со стороны своих учителей. Выстроить план занятий, поддерживать интерес учащегося, четко видеть цель и вести к ней – задача именно преподавателя. Не всем везет с учителями, к сожалению. В итоге, проучившись экстенсивно 10 лет в школе, 5 лет в институте и сталкиваясь с необходимостью использовать иностранный язык, человек считает, что раз у него раньше не получилось, то уже и не получится. Но это не так.

Ирина Орлова
основательница школы иностранных языков GLAGOL

Научная платформа ORES: Какие есть варианты исправить эту ситуацию? Как все таки выучить иностранный язык?

Во-первых, как я уже говорила, нам нужно сначала построить скелет языка и наполнить его базовой лексикой. Пусть это будет ваша цель, неважно, учите вы язык на курсах, с преподавателем или самостоятельно. Изучение иностранного языка в современных условиях – это не просто занятие. Это проект. Начните с конца: определите цели и темы, которые вам нужно освоить, поставьте себе сроки. И делая ту или иную работу по изучению языка, смотрите, приближает ли вас это к намеченным целям. И корректируйте стратегию. Таким образом вы сэкономите время и усилия: не станете просто так учить все подряд слова, запоминать идиомы и устойчивые выражения, читать все, что предлагается учебником и учителем. Вы не станете просто заниматься языком, а будете именно осваивать его. Во-вторых, вы должны сразу прикладывать язык к себе: рассказывать о себе, в первую очередь изучать то, что близко вам, вашей профессии, личной жизни, собственным интересам. Какую бы тему вы ни рассматривали, спрашивайте себя: как я могу адаптировать это к своей жизни? Тогда любой текст, любой диалог, любое видео будет полезным, а не просто нагромождением слов и конструкций. Очень важно также правильно выбрать преподавателя. Главные черты преподавателя как такового – заинтересованность в вашем результате и доброжелательность. Да, он должен хорошо знать язык, но самое главное – он должен уметь преподавать. Что это значит? Он должен вас вдохновлять, адаптировать материалы под ваши потребности и нужды, идти навстречу вашим запросам и при этом быть настойчивым и твердым. Преподаватель должен уметь вас хвалить и не должен вас пугать. Вы должны чувствовать, что ваш результат - объект личного интереса вашего преподавателя. Не стесняйтесь менять учителей, если вас что-то смущает, если вы не видите результата, топчитесь на месте или чувствуете психологический дискомфорт. Здесь не должно быть понятия “неудобно”. Вы платите деньги, вы голосуете ими за определенный вид и качество услуг.

Ирина Орлова
основательница школы иностранных языков GLAGOL

Научная платформа ORES: Сейчас многие сдают международные экзамены на разные уровни владения языком: A1, B2, TOEFL, IELTS и другие. Что вы думаете о них как о критерии знания языка?

Сданный экзамен на тот или иной уровень сам по себе не является объективным показателем того, насколько хорошо человек владеет языком. В своей практике я постоянно сталкиваюсь с учениками, которые сдали, например, уровень B2, что должно свидетельствовать о самостоятельном и свободном владении языком, и при этом испытывают сложности во время простого разговора. И наоборот, некоторые обладатели уровня A1, то есть, самого начального, с легкостью решают любые коммуникативные задачи. Бывает, что сданный уровень довольно точно свидетельствует о степени владения языком, а бывает, что нет.

Ирина Орлова
основательница школы иностранных языков GLAGOL

Научная платформа ORES: Почему так происходит?

Уровни языка от A1 до С1 - это критерии оценки европейской системы языковых компетенций. Она была создана для того, чтобы оценивать специалистов и студентов, претендующих на определенную специальность или должность. На основе этой оценки созданы стандартизированные международные экзамены. Современному человеку, заинтересованному в международной учебе или работе, так или иначе приходится сталкиваться с экзаменами по этой системе. Я не рекомендую воспринимать эти уровни как безусловно объективные. Но в то же время подготовку к ним можно использовать как личную мотивацию и систематизацию своих занятий.

Ирина Орлова
основательница школы иностранных языков GLAGOL

ДО ПУБЛИКАЦИИ ОДИН ШАГ

Оставьте заявку на бесплатную консультацию, и мы расскажем, как быстро опубликовать вашу статью