Название статьи:
ИДЕЙНО-ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НОВЕЛЛЫ ГИ ДЕ МОПАССАНА «ОРЛЯ»
Автор:
Амелина Е. Н.
Ключевые слова: фантастическая литература, философия, Ги де Мопассан, Артур Шопенгауэр, Иммануил Кант, религия, пантеизм, мистическое.
Страницы: 135-145
Аннотация: В статье рассматриваются ключевые философские идеи, отражённые в новелле Ги де Мопассана «Орля», которая стала символом фантастической литературы конца XIX-ого столетия. В новелле представлены два подхода к восприятию реальности: рациональный и иррациональный.
Автор статьи заостряет внимание на том факте, что входя в Меданскую группу писателей, Мопассан рассматривает литературное творчество в его тесной связи с философией, полностью отвергая при этом романтическую мысль. Цель исследования— выявление связей основных тем новеллы «Орля» с философскими идеями Артура Шопенгауэра, Иммануила Канта, античными и христианскими элементами культуры. В качестве метода исследования используются биографический, историко-философский и литературный материалы. В результате отмечается, что новелла «Орля», будучи написанной в эпоху сильного влияния на культуру таких идейных позиций, как сциентизм и позитивизм, не стала, тем не менее, «хвалебной одой» этим направлениям, несмотря на научно-технический прогресс, царивший в обществе того времени, а наоборот— вобрала в себя веяния мрачной, пессимистической философии Артура Шопенгауэра. Помимо этого, автор статьи предпринимает попытку найти ещё большую схожесть философско-идейного содержания новеллы с концепцией метафизических исследований Иммануила Канта, на чей революционный труд «Критика чистого разума» ссылается Шопенгауэр в своей центральной работе «Мир как воля и представление». Анализ данных источников позволил прийти к выводу, что в своей новелле Мопассан как бы интуитивно передаёт идею Иммануила Канта о несовершенстве человеческих органов чувств и неспособности воспринимать реальность, которая представляет собой «вещь в себе» и поэтому являет собой неполную картину мира для человека. Также в «Орля» чувствуется сильное влияние декаданса; писатель объявляет конец человеку, необоснованно считающего себя венцом природы.
Полный текст статьи недоступен
Скачать полный текст статьи