Article title:
ИСТОРИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО КИНО: МИФ О КОСМОСЕ
Authors:
Биличенко Д. В., Лапина-Кратасюк Е. Г.
Keywords: Российское авторское кино, Алексей Учитель, Алексей Герман-мл., Кино Наследия, Ностальгические нарративы. Культурная память, Репрезентация прошлого, Оттепель.
الصفحات: 82-88
Abstract: Статья исследует степень включённости российской кинематографии в дискурс европейского Кино Наследия (Heritage Cinema) на примере фильмов Алексея Германа-мл. «Бумажный солдат» (2008) и Алексея Учителя «Космос как предчувствие» (2005). Фильмы анализируются как культурные проекты, направленные на деидеологизацию оттепельных и «космических» нарративов и репрезентирующие прошлое в каноне культурной памяти и модусе рефлексирующей ностальгии. В фокусе внимания находится атмосферный модус фильмов в противовес модусу нарративному. Как правило, прошлое в российском кинематографе лишено проекции будущего. Либо настоящее подменяет прошлое, либо прошлое замыкается в себе как ностальгический артефакт. В свете этого рефлексирующая ностальгия как модус репрезентации прошлого на экране предстаёт для российского кинематографа позитивной программой, формирующей основу для этического самоопределения сообществ и преодоления исторических травм. В работе используется анализ российского ностальгического кинематографа на основе типологий, выделенных следующими авторами: С. Бойм (рефлексирующий и реставрирующий модус ностальгии), Ф.В.Й. Шеллинг и Ф.Р. Анкерсмит (типология и характеристика исторического опыта) Н.В. Самутина (выделение Heritage Cinema как отдельного вида фильмов, репрезентирующих прошлое на экране), Я. Ассман (характеристика культурной памяти, глобальной памяти).
Full text is not available
Download full text