Аннотация: В каждом государстве имеются как органы публичной власти, так и общественные, негосударственные структуры (в виде общественных организаций, политических партий, хозяйствующих субъектов, средств массовой информации, различных фондов и т.д.). Между властными и общественными структурами осуществляется взаимодействие, в том числе происходит информационный обмен в разных формах. В статье исследуются особенности такого рода информационных отношений на различных этапах российской истории, при этом акцент делается на фундаментальных вопросах, когда речь идет о выборе главных векторов развития общества-государства, в том числе находивших отражение в актах конституционного характера, других важнейших документах (в частности, решения КПСС в СССР). Отмечается, в частности, что в период Российской империи власть недооценивала значимости информационных сигналов, посылаемых обществу (населению). А в период советского государства наблюдался противоположный подход властных структур, когда последние под руководством правящей КПСС активно использовали все возможные информационные средства (газеты, журналы, телевидение, книгоиздание, кинематограф, лекции, деятельность общественных организаций и др.) для интенсивной пропаганды коммунистической (социалистической) концепции будущего страныую доктрину во всех без исключения СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, кинематограф и т.д.), однако такая методология оказалась бессильной перед причинами распада СССР в 1991 г. В постсоветской России цифровые информационные средства во многом стали самостоятельным общественным институтом, используемым в своих целях властными и общественными структурами. При этом при недостаточном доверия общества к власти новейшие информационные технологии могут создавать условия для социальной напряженности, в связи с чем необходим диалог и поиск компромисса о свободе и ограничениях цифровой информации.